Школа ТПА. Устройство рычажного предохранительного клапана
Видео с канала Valve Expert. В этом выпуске "Школы арматурного профессионализма" речь пойдет об одном из типов предохранительной арматуры, предназначенном для защиты трубопроводов и оборудования от разрушения под действием избыточного давления – предохранительном клапане. Эксперт по эксплуатации трубопроводной арматуры для предприятий ЖКХ, Иван Пантелеевич Махитко, расскажет о конструкции рычажно-грузовых и пружинных предохранительных клапанов, а также особенностях сборки-разборки, монтажа и эксплуатации данного типа трубопроводной арматуры.
Давайте поговорим об одном виде трубопроводной арматуры, к которой относятся предохранительные клапаны.
Они предназначены для автоматического отведения повышенного давления выше допустимого из трубопроводов котлов, резервуаров, ёмкостей и другого оборудования за их пределы.
Подразделяются эти клапаны на рычажно — грузовые и пружинные.
Рычажно-грузовой клапан
Рычажно – грузовой клапан состоит из корпуса с фланцами с входным и выходным патрубками, седлом.
На корпусе указывается направление среды под углом, допустимое давление, на котором будет установлен клапан.
На трубопроводе, подающем, подводящим среду к клапану не допускается установка запорной арматуры, а отводящий патрубок должен отводиться на такое расстояние, чтобы исключить попадание на обслуживающий персонал, находящийся вблизи этих агрегатов, устройств конструкции и так далее.
Корпус закрывается крышкой. Которая крепится к корпусу непосредственно, при помощи болтов, как показано на рисунке ниже.
Внутри корпуса находится клапан, тарелка которого, входит при помощи направляющей внутрь подводящего патрубка и садится плотно на седло, о котором мы уже вели разговор.
К тарелке клапана или затвору прикрепляется шток. Крепление производится при помощи шплинта. Установка его производится таким образом, как показано ниже.
Далее, вводится, соответственно затвор в корпус и устанавливается крышка. Между крышкой и штоком тарелки сальник уплотнения отсутствует, так как нет необходимости в этом.
На крышке корпуса имеются стойки с винтами для фиксации удерживающий шток. И, соответственно, направляющие в виде дуги, которые исключают чрезмерный подъём рычага при открытии клапана.
Установка самого рычага осуществляется таким образом, чтобы вот выемка встала на вырезе треугольника штока.
Затем вставляется шток с горизонтальными вырезами для винтов.Выемка фиксируется узелочком, чтоб по центру стал рычаг.
Затем производится фиксация этой детали винтами с контргайками, чтоб исключить ее перемещение в ту или иную сторону.
Вся конструкция в собранном состоянии показана на рисунке ниже.
И при установке на трубопровод, резервуар, ёмкость, котёл и так далее фланец, подводящий среду к клапану, непосредственно крепится к трубопроводу. Нужно принять во внимание, что на этом подводящем трубопроводе, арматура не должна устанавливаться.
Пружинный клапан
Пружинный клапан мало отличается от рычажно-грузового. По своему виду он отличается, но все детали почти аналогичны. То есть, будет корпус, будет крышка, соответственно. Будет затвор. Но затвор будет прижиматься к седлу не рычажно-грузовой схемой, а пружиной, которая сжимается при помощи специальных винтов или резьбы, соответственно. Она фиксируется и контрогается, для того, чтобы исключить самопроизвольные перемещения.
Здесь, на этом рычажно-грузовом клапане, на рычаг одевается груз, который фиксируется на нём после настройки клапана, при помощи стопорного винта. Необходимость в этом, вызвана тем, что при поднятии клапана, при его открытии, возможно, возникать будет вибрация, гидроудар и так далее.
Если это будет происходить, а оно в практике происходит, то груз тогда будет перемещаться к корпусу. Ну и соответственно, при самом минимальном давлении тогда, откроется клапан и будет постоянно сброс среды осуществляться из резервуара трубопровода за пределы этой конструкции.
Принцип действия рычажно-грузового клапана и пружинного почти аналогичны.
При установившемся давлении среды в трубопроводе, резервуаре, в другой конструкции затвор клапана закрыт и прижат к седлу, при помощи рычага с грузом. В этом случае, после клапана, запорное устройство закрывается. Подключенный манометр даёт возможности, при медленном закрытии, следить за тем, чтоб при повышении давления, клапан будет открываться. При каком давлении? При том, что мы будем устанавливать, соответственно, перемещая груз на рычаге.
Когда мы довели до такого состояния, что клапан, под давлением среды, идущей снизу, будет открываться в нужное время, то есть при соответствующем давлении. Открываем затворное устройство, которое было закрыто, для того, чтобы создать повышенное давление, чтоб сработал клапан. Затем мы фиксируем груз на рычаге болтом и в таком зафиксированном состоянии оставляем.
На корпус клапана навешивается бирка, с указанием даты настройки, предела настройки, и кто выполнял эту работу. Равно так же, в соответствующем журнале производится запись: настройка клапана произведена такого-то, на такой-то предел и так далее.
Периодически, клапан должен проверяться, на отсутствие прикипания затвора к седлу. Что часто происходит, если клапан стоит на паропроводе или перегретой воде.
Есть такое выражение «подрыв» клапана, когда клапан поднимаем и осуществляется сброс, как показано ниже.
И медленно, чтоб исключить гидроудар, мы опускаем на место рычаг с грузом. В этом случае, манометр показывает: давление в норме. Превышения его нет относительно проверки в процессе эксплуатации.
Равно так же пружинные клапаны должны проверяться. Они каждый имеют рычаг, для подъема клапана. При этом, рычаг нажимается вниз, а пружина сжимается и соответственно, даёт возможности открыться клапану, под воздействием давления, действующего снизу, под тарелку.
И в этом случае, так же, происходит восстановление давления до заданного и клапан сам, при помощи пружины – закрывается.
Таким образом, если говорить о принципе действия этих клапанов, они применяются для безопасной эксплуатации трубопровода путём сброса давления за пределы систем трубопровода, ёмкости и так далее.